Нужно её ремонтировать. Вообще, что такое мотивация? За восемь лет работы это понятие очень сильно мутировало в моём понимании. Немного своего опыта общения со зверем, которого называют мотивацией.
Что меня мотивировало, когда я десять лет назад отправился в педуху учить немецкий? Меня мотивировал переезд в крупный город и общага. Всё. Только через две недели я распробовал немецкий язык, и уж потом всё это засосало. Что мотивировало изучение английского? Тоже всё банально — положили в больницу на три недели. Нужно же было чем-то разбавлять чтение литературы. А потом тоже всё само пошло. Что меня мотивировало к изучению французского? Сам до сих пор не понимаю. Достаточно того, что этот язык мне нравится, что их культура и литература мне тоже нравятся. В общем, вывод — какая-то странная мотивация, всё проходило и проходит в состоянии свободного течения и ляляляляляля.
За восемь лет работы с людьми я немало слышал о мотивации. Любой старт с любой группой начинается с вопроса о мотивации. Очень часто этот вопрос застаёт людей врасплох, они не отрепетировали эту часть. Тогда народ отстреливается привычными ответами а-ля путешествия, хочу понимать, хочу говорить. Путешествия — странный ответ на этот вопрос. Хочется сразу уточнить, сколько раз в неделю человек путешествует за границу, что ему или ей теперь уж вообще никак без языка. Два раза в год? Хм.. Ну так можно перетерпеть неудобства с разговорником или гуглом — он теперь не только переведёт, но ещё и скажет за вас всё что нужно. Наиболее частые ответы:
1. На работе заставили.
2. На работе заставили, но это хорошо, обещали оклад повысить на полторы тысячи.
3. Не вылезаю из командировок.
4. Работаю с иностранными партнёрами, много корреспонденции и телефонных разговоров.
А теперь детально по порядку.
1. На работе заставили. У меня была замечательная группа медсестёр и врачей в одной из московских клиник. Их тоже заставили. Набралось человек десять. Точнее, набрали. Задал привычный вопрос. Чётких ответов — два или три, потому что регулярные конференции за рубежом. А что же мотивирует медсестёр? Конференций у них нет, путешествуют они умеренно. Ввели новые технологии, базы данных, а там кругом английский. Одна дама в сердцах заявила, что двадцать восемь лет работала медсестрой на перевязке, а тут ей поставили компьютер с какими-то жуткими программами и посадили учить английский язык. Мотивации здесь 0,00, а уровень демотивации зашкаливает. Для преподавателя тройная работа — убрать агрессию, наставить на путь истинный и начать уже обучать. А это время и деньги. И стресс для всех. В связи с этим осмелюсь дать совет уважаемым работодателям, которые хотят, чтобы их персонал говорил на иностранных языках — перед набором групп стоит всё же детально обсудить перспективу дополнительного образования, чтобы ваши коллеги действительно понимали преимущества курса языка. Приказ на стене, аргументированный словами «нужно», «пригодится», «ещё спасибо скажете», «фирма ж платит» — принесёт только траты, снижение продуктивности на вашем предприятии и увольнения.
2. Обещали повысить оклад. Очень это близко к первому пункту. Однажды пытались организовать курс в одной немецкой конторе. Перед началом тестирования сотрудников компании состоялся разговор с боссом (немец). Он пожаловался, что уже истратил кучу денег, времени и нервов на попытки обучить персонал немецкому языку. Он начал перечислять. Перечень завершило обещание повысить сотрудникам оклад. А на какую сумму? Ну, на полторы-две тысячи. А насколько увеличится объём задач и уровень ответственности? Прилично увеличится. Немцу, может быть, такой расклад по душе, а у нас это не всегда работает. Все хотят повышения зарплаты, но оно должно как-то гармонировать с повышенной ответственностью и увеличенным объёмом служебных задач. В общем, тоже так себе мотивация. В большинстве случаев затея обречена на провал.
3. Командировки. Они, как правило, обещают смену деятельности и какие-то дополнительные выплаты. Для многих это действительно является крепкой мотивацией. Но чтобы видеть, что изучение языка оправдывает себя, нужно действительно не вылезать из командировок. Если сотрудник ездит раз в три месяца на два дня, то своих результатов он и не заметит. Сначала будет страдать от языкового барьера (не все, но часто), за две-три командировки страх пропадёт, а уже и год прошёл. А сколько потрачено времени и денег? Дешевле и проще было бы нанять переводчика, если уж действительно без языка не обойтись.
4. Работа с иностранными партнёрами, включающая в себя постоянную переписку и телефонные переговоры может не только мотивировать, но и существенно помочь в освоении языка, это очевидно. Не стоит забывать, что это работа, а, следовательно, мотивирует не сама задача общения с партнёрами, а оплата этого труда. Такая работа тоже становится однообразной, вскоре мутирует в механическую, не оставляя ничего от былого шарма. Да практики можно набраться только в одной сфере, а вот про Байрона на фуршете уже не поговоришь, используя клише деловых писем и терминологию из логистики или юриспруденции.
Делаем вывод: при постановке цели перед изучением языка мало определиться с мотивацией. Нужно хорошо понимать, что как бы нами не двигали те или иные факторы, причины, желания, мы очень скоро можем сдуться, поэтому всегда необходимо подпитывать своё желание/необходимость изучать язык. Главное, делать это оперативно, потому что любая относительно продолжительная пауза в учёбе будет иметь неприятный эффект. Учим языки долго и кропотливо, а всё забывается за восемь минут.
А о том, как нам воскресить былое рвение, как поднять мотивацию или найти другую, поговорим завтра 🙂
Всех с пятницей, хорошего настроения и продуктивных занятий ^^
Алексей Федотенков, преподаватель компании АКЦЕНТ
Мотивация изучать корпоративный английский на сайте корпоративного обучения Компании АКЦЕНТ